Предисловие к готовящемуся переизданию “Талергофского альманаха”

Кто против Истории,
против того – История.

Н.Костомаров

Дерево русского народа растет более тысячи лет. Корни его – это те славянские племена, которые пришли на нашу равнину в дорюриковскую эпоху. Они были между собой в ближайшем родстве и, естественно, дали единый ствол, вполне однородный, в котором не отличить, какие частицы привнесены каким корнем. Так росло оно четыре или шесть веков, когда в XIII веке ураган расколол этот ствол на три части. Дерево захирело. Отколовшимся частям пришлось зажить отдельной жизнью, но они крепко сидели на общем корню, и взаимное тяготение не покидало их. Одна из трех ветвей, более сильная, на большем просторе оправилась раньше и покрыла своей тенью своих сестер; другая, после трехсот лет страданий, измученная, сама потянулась к ней, и та поддержала ее и притянула; третья бессильно ждала в неволе и дождалась – и ее наконец охватила могучая листва обеих сестер. И сроднились вновь три ветви так прочно, что почти не видно было черты их срастания.

В наш век завелся в дереве злой червь и оплели его паразиты, те самые, что не жалеют ныне ни одного дерева в роще. А тут налетел второй ураган, пуще прежнего, и стал безжалостно гнуть и трепать больного исполина. Застонал, заметался… Увидали это и недруги, и иные из наших друзей, и потянулись жадные и завистливые руки к нему, чтобы вновь расщепать его… Оставьте! Корень глубок и могуч – не удастся.

Кн.Александр Волконский

Одна ветвь этого исполина давно распростёрлась далеко на запад.

В VI веке восточная отрасль славян, будучи потеснена врагом из Наддунайской земли, двинулась на северо-восток. Белые хорваты расселились в бассейнах Сана и верхнего Днестра. Эти земли через несколько столетий стали называться Червенской (Червонной) Русью.

В 981 году Великий князь киевский Владимир Святославич присоединил Червенские земли к Киевскому государству. В Х веке Киевская Русь укреплялась на значительной части Великой Русской равнины, Прикарпатья (Подкарпатья), Волыни, Подолии (Подолья). Общий язык содействовал гармоничной жизни объединённых славянских племён под властью единой княжеской династии Рюриковичей. Важнейшим событием правления кн.Владимира было принятие им христианства из Византии и крещение Руси в 988 г. Свет святого Православия осиял всю Русскую землю, в том числе и Червенскую Русь, называемую позже Галицкой Русью или Галичиной (Галицией). С тех пор национальное самосознание галичан-русинов нераздельно связано с исповеданием ими Православной веры.

В Галицкой Руси утвердилась княжеская линия внука Ярослава Мудрого Ростислава (1019 – 1199), а потом линия Мономаховичей (1199 – 1205; 1245 – 1340). После смерти в 1205 г. кн.Романа Мстиславича (праправнук Владимира Мономаха) в объединённом им Галицко-Волынском княжестве из-за малолетства его сыновей Даниила и Василька 40 лет не прекращалась внутренняя крамола, княжеские междоусобицы и военное вмешательство Польши и Венгрии. Наиболее известными князьями Галицкими были Ярослав Владимирович Осмомысл (умер в 1187 г.) и Даниил Романович Галицкий (1201 – 1264). При княжении кн.Даниила Галицко-Волынское княжество достигло своего расцвета.

В ХIV столетии, пережившая монголо-татарское нашествие с меньшим уроном, нежели другие русские княжества, Галицко-Волынская земля постепенно начинает клониться к упадку. На неё все более зарятся поляки и венгры. Угасает династия потомков князя Даниила. Последним в ряду самостоятельных галицких князей стал его потомок по женской линии – польский князь Болеслав Мазовецкий, принявший Православие с именем Юрий. Однако этот государь буквально наводнил Галичину поляками и немцами, покровительствовал различным католическим орденам, позволяя им создавать свои монастыри в Червенской Руси.

Во второй половине ХIV в. вконец ослабевшая от иноземных набегов и династического кризиса Галицкая земля была завоёвана польским королём Казимиром III. Для галицкого народа началось многовековое польско-католическое иго. Коренных галичан на их прадедовской земле называли “кабанами” и “быдлом”.

В самой Польше и в Галичине к середине XVI века уже полностью утвердились крепостнические отношения, и крестьяне всецело находились во власти того пана, на земле которого они жили. Французский инженер Г.Боплан, рассказывая о закабалении крестьян Малороссии, писал: “… Их владельцы пользуются безграничной властью не только над их имуществом, но также и над их жизнью; столь велика свобода польской знати. Положение крестьян у злого владельца бывает гораздо хуже, чем положение каторжников на галерах”.

Польские паны, не желая утруждать себя управлением имениями, часто сдавали принадлежащие им имения в аренду жидам, в безотчётное распоряжение которых поступали при этом и крестьяне. Как отмечает историк Н.Костомаров: “Жид, принимая в аренду имение, получал от владельца право судить крестьян, брать с них денежные пени и казнить смертью”.

Попытки принудить православных русинов к принятию католичества не прекращались. После принятия в 1596 году Брестской церковной унии началось принудительное насаждение униатства. При этом владельцы насильственно обращали находившиеся на их землях Православные церкви в униатские. Н.Костомаров писал: “Тогда жиды, смекнув, что в новом порядке вещей можно для себя извлечь новые выгоды, убедили панов отдать в их распоряжение вместе с имениями и церкви гонимого вероисповедания. Жид брал себе ключи от храма и за каждое богослужение взимал с прихожан пошлину, не забывая при этом показать всякого рода нахальство и пренебрежение к религии, за которую некому было вступиться”.

Не взирая на невероятные лишения, бедствия, национальное и религиозное преследование, прозябая на уровне рабства, галичане не забывали о своих общерусских корнях и не отрекались от Церкви Христовой. Их взоры и надежды всегда устремлялись на восток к единородной и единоверной православной России.

Отчаянное и кризисное состояние русского народа под властью Речи Посполитой вызвало всенародное возмущение, вылившееся в религиозную национально-освободительную войну 1648 – 1654 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого. В результате Левобережная Малороссия после многовекового чужеземного ига воссоединилась с Русским государством. Галичина ещё на 300 лет осталась оторванной от своих общерусских корней. Потерпев поражение на востоке, поляки-католики изложили применявшиеся уже давно все свои “высоконравственные” методы борьбы с ненавистными русинами в 1717 году в “Projekt na zniszczenie Rusi zjednoczonej” (“Проект на уничтожение объединённой Руси”) и ужесточили преследования коренного населения ещё подвластной им части Малороссии.

Ко времени перехода Галицкой Руси под власть Австрии в 1772 году галичане и понятия не имели о том, что являются “украинцами”. И поскольку свою землю они называли Русью, сохраняя тем самым память о её былой принадлежности к древней Руси, то и себя они называли русинами или русскими. Такая позиция коренного населения Галичины не отвечала политическим интересам австрийских властей и галицких поляков. На то время древние галицко-русские дворянские роды (Потоцкие, Любомирские, Шептицкие и пр.) уже были католиками и плясали под дудку Габсбургов. Но коренная галицкая интеллигенция, униатское духовенство и крестьяне упрямо держались своих убеждений и даже посмели поднять свой голос. С 1818 года начала активно проводиться полонизация Галичины. Это вызвало возмущение в среде русской интеллигенции, поддержанной народом. Возникает кружок “Русская Тройца” (священники Маркиан Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий). В 1837 году в Будиме (теперь район Будапешта) им удалось издать альманах “Русалка Днестровая”. Немного позже возникают в большом количестве национально-просветительские кружки им.Качковского (галицкий общественно-культурный деятель-просветитель). Создаётся общество русских студентов “Друг”, “Общество русских дам” и многие другие. Почти подпольно доставляют в Галичину издания русской классической литературы и истории, изучают русский язык, литературу, историю.

Польское восстание против России 1848 года ещё больше расшевелило Галичину. Галицкие русины опять стали заявлять о своих общерусских корнях и своей принадлежности к русскому народу. В том же году возникла Галицкая Русская Рада. Она призывала к объединению в борьбе за русскую народность и язык.

А жизнь галицкого народа была действительно нищенская. Экономическое положение Галичины 80-ых гг. XIX века можно представить, в частности, на основании данных, содержащихся в книге польского автора депутата галицкого сейма и австрийского парламента Станислава Щепановского под заголовком “Нищета Галиции в цифрах”, опубликованной во Львове в 1888 году. При 4,8 млн. населения Галичины “от нищеты погибло у нас за 27 лет 1,5 млн. человек, которые бы выжили, если бы у нас имели такой же заработок, какой имеют люди по ту сторону границы (в Польском королевстве под Россией. – С.К.) Если хотим знать сколько нам стоит наша экономическая немощь в человеческих жизнях, то имеем на это точный ответ, т.е. голодная смерть по крайней мере 50 тыс. человек в год.”

Но Галицкая Русь жила!

Тогда поляки, согласно своему “Проекту…” 1717 года подбросили готовящимся к войне с Россией австрийцам и немцам идею разрушения галицко-русского народа изнутри. Для этого надо было расколоть галицкое общество по национальному и религиозному направлениям. Были предприняты следующие действия. Михаилу Грушевскому за масонские деньги предложили написать многотомную историю от древних времён мифического государства Украина в пределах от Карпат до Кавказа. Следуя своему идеологическому отцу поляку Францишку Духинскому, Дмытро Донцов и Мыкола Михновский (во Львове в их честь названы улицы теперь) усердно разрабатывали украинскую национальную идеологию. Писатели, художники, общественные деятели Б.Лепкий, В.Липинский, К.Трилёвский (и в их честь тоже есть улицы в сегодняшнем Львове) и др. поставили своей целью облечь создаваемую идеологию в художественную форму. Униатские монахи-базилиане предпринимали решительные шаги по воспитанию молодого поколения в духе разрабатываемой идеологии. Таким образом австрийское правительство предприняло конкретные действия для создания враждебной русскому движению оппозиционной идеологии украинофильства. Поначалу в это движение шли выскочки и карьеристы, и народ не поддерживал их.

Балканская освободительная война 1912 года явилась причиной сильного охлаждения отношений между Австро-Венгрией и Россией, а это, в свою очередь, отразилось на положении галицких и буковинских русинов. Активизировались противники всего, что “русским духом пахнет”. Примерно с начала ХХ-го века они стали называть себя украинцами и начали борьбу с русским национальным движением. Вся галицкая украинская пресса старалась представить “русофилов” злейшими врагами Австро-Венгрии. 12 декабря 1912 года депутат от Галичины в австрийском парламенте Смаль-Стоцкий заявил от имени всего украинского народа с парламентской трибуны, что галицкие “русофилы” представляют серьёзную угрозу Австро-Венгерской монархии. В том же смысле высказались с той же трибуны депутаты-галичане и буковинцы Васылько, Олесницкий, Окуневский, Кость Левицкий и др. (сегодня во Львове и в их честь тоже названы улицы). В ответ на речь Смаль-Стоцкого австрийский министр Ауфенберг сказал, что “те, кто обязан, силой прекратят русское движение в Галиции…” Подобные заявления приходилось тогда встречать и на страницах украинской галицкой печати, так, например, газета “Діло” от 19 ноября 1912 года писала: “… Русофилы ведут изменническую работу… Всех, кто только учит народ поступать так, следует немедленно арестовывать на месте и предавать в руки жандармерии…”

Как видим, побуждения к позорной казни народа Галичины, Буковины и Закарпатья зрели в умах идеологических противников ещё задолго до войны.

Ещё не раздались первые выстрелы на полях сражений Первой мировой войны, ещё шла мобилизация в австро-венгерскую армию, как на территории Галичины, Буковины и Закарпатья начался повсеместный разгром русских организаций, обществ, учреждений, вплоть до мельчайших кооперативных ячеек и детских приютов. А было их в то время много.

Вслед за тем пошёл подлинный погром – бесконечные сотни и тысячи представителей нашего народа сгоняли в тюрьмы. Тут были интеллигенты и крестьяне, мужчины и женщины, старики и дети, здоровые и больные. Тут было и много священников. Хватали тех, кто признавал себя русским или называл себя русином и руснаком, кто русское имя носил, у кого находили русские газеты и книги – все они были отмечены в специальных списках как “русофилы”.

Начались и казни на местах – на виселицах, расстрелами, штыками и саблями. В десятках населённых пунктов появилось множество безвинных жертв – то по шальным приговорам нарочитых полевых лжесудов, то по коварным и подлым доносам идеологических противников из числа украинофилов, то по не совсем случайному дикому произволу австро-венгерских жандармов и военных. Результат этих действий был, как на те времена, ужасающий – около 9 – 12 тыс. арестованных и интернированных поместили в бараках концентрационных лагерей в Телергофе (недалеко от г.Грац в Австрийских Альпах) и Терезине (северная Моравия, ныне Чехия), много арестованных было и в остальных тюрьмах Австро-Венгрии. Только в Телергофе в течение первого года умерло от болезней и тяжёлых условий около 1800 заключённых.

В общей сложности через систему австро-венгерских лагерей и тюрем прошло за время Первой мировой войны от 20 до 30 тыс. человек. Отсюда и стало название “Талергоф” синонимом того произвола в Прикарпатьи и Буковине, который возник в результате весьма неблагородной и предательской деятельности определённой прослойки галицкого общества.

Для осуществления репрессивных мер против русского движения в Прикарпатьи в 1914 году австрийское правительство использовало все наличные средства и силы государственной охраны и власти – наружную и тайную полицию, кадровую и полевую жандармерию и даже отдельные воинские части, состоящие из альпийских австрийцев-крестьян и известных своей жестокостью венгров.

Картина получилась бы неполной, если бы не сказать о том, какую позицию заняли галицкие поляки во время описанных выше событий. На то время поляки составляли подавляющую часть администрации всех ступеней – от наместника края до жандарма в селе с польским населением. Значительной части польского (да и украинского) общества Галичины была привита австрийской школой, орденами иезуитов и базилиан патологическая ненависть к России. Поэтому польское общество в большинстве было не только равнодушным к тому, что происходило в Галичине в 1914 году, но даже больше – оно во многих случаях помогало австрийскому правительству в осуществлении террора, распространяя в своей прессе клевету в адрес “русофилов” и ретиво выполняя по административной линии все поручения правительства.

Летом 1915 года, когда началось отступление русской армии из Галичины, вместе с ней уехало в Россию значительное количество галичан, в том числе много интеллигенции. Сколько их было сказать трудно, но это были десятки тысяч жителей. Подавляющее большинство этих людей вернулось в 1918 – 1921 годах обратно в Галичину. Однако, не будь революции в России количество возвратившихся было бы гораздо меньше.

Черви, вредители и паразиты из всей рощи! Не тешьте себя надеждой уничтожить тысячелетнего триединого великана. Оставьте! Не по зубам! Корень глубок и могуч – не удастся.


София Крушинская
внучка талергофца

2 Replies to “Предисловие к готовящемуся переизданию “Талергофского альманаха””

  1. Оказывается Верховная Рада рассматривала 8/10/2004 г. и даже приняла постановление “Про 90-річчя трагедії у концтаборі “Талергоф”. Вот, не ожидал, если честно.Но, как я понял, ничего из того, что там порешали, выполнено не было, потому что, если бы не я лично, то никто не занимался бы тем мемориалом на Лычакове вообще. А ещё ведь есть Талергофский мемориал на Знесенском кладбище во Львове тоже…Также вряд ли было что по ТВ или радио. Хотя не видел – молчу. Может кто видел или знает – откликнитесь или комментами здесь (лучше), или в приват.Проект Постанови про 90-річчя трагедії “Талергофу”

  2. Anonymous writes:Сам Талергофский Альманах есть в электронном виде в сети – http://www.ukrstor.com/talergof/Кроме того Альманах был перепечатан (с сокращениями, без иллюстраций и на совр. русском лит. языке) в книге ” Русская Галиция и “мазепинство” ” (592 стр.; Москва 2005; Издательство “Имперская Традиция”) – http://magazin.malorus.org/kniga/sit3/Всего того, факсимильное переиздание ТА – нужное дело.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *